Мониторинг функционирования производственных систем



Что такое производственная система

Производственная система — совокупность технологических систем и систем их функционирования (технического обслуживания и ремонта, метрологического обеспечения и т. п.), предназначенная для изготовления продукции определенного наименования (вида) (ГОСТ Р 50.1.0510-2010).



Что такое мониторинг

Мониторинг — система наблюдений в определенной сфере на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и анализа информации об объекте мониторинга.

Объектами мониторинга:

  • процесс выявления и устранения коренных причин возникновения несоответствий и претензий, возникающих на всех этапах жизненного цикла продукции;
  • процесс документирования элементов работы;
  • процесс подготовки производственного персонала;
  • процесс проведения уровневого мониторинга;
  • процесс проверки качества;
  • процесс управления рисками;
  • процесс управления изменениями;
  • процесс управления несоответствующей продукцией;
  • процесс управления цепями кооперации.



ГОСТ Р ИСО-9001-2015

п. 9.1.2 Удовлетворенность потребителей

Организация должна проводить мониторинг данных, касающихся восприятия потребителями степени удовлетворения их потребностей и ожиданий. Организация должна определить методы получения, мониторинга и анализа этой информации.




Для чего применяется

Непрерывный мониторинг показателей качества обеспечивает:

  • однозначное понимание руководителями всех уровней управления необходимых этапов решения оперативных задач при выявлении и устранении коренных причин возникновения несоответствий (в том числе, претензий);
  • принятие руководителями всех уровней управления необходимых оперативных решений по устранению коренных причин возникновения проблем (претензий) на основе фактов;
  • взаимодействие между уровнями управления на регулярной основе;
  • верификацию плана управления качеством;
  • переход от устранения проблем (претензий) к их предотвращению;
  • выявление в производственных процессах операций с высокой вероятностью возникновения проблем (претензий);
  • оценку и планирование изменений;
  • постоянное повышение персоналом уровня знаний для снижения рисков возникновения проблем (претензий);
  • взаимозаменяемость персонала;
  • снижение негативного влияния «человеческого фактора» на качество;
  • применение единой модели мониторинга показателей, характеризующих процессы функционирования СМК во всех организациях, участвующих в кооперации.
  • информирование всех заинтересованных лиц о выявлении несоответствий, о фактах изоляции подозрительной и несоответствующей продукции из производственного процесса, об изменении фактического уровня качества изделий в процессе их производства, о результатах деятельности организации по вопросам качества.
  • повышение доли продукции, годной с первого предъявления, скорости установления причин возникновения дефектов, скорости обмена объективной информацией о состоянии производственной системы организаций в цепи кооперации.
  • сокращение времени решения проблем в цепи кооперации, вероятности возникновения несоответствий и претензий, времени принятия управленческих решений, издержек в производственной системе, времени от возникновения дефекта до его обнаружения.